«РАКУШКИ»
Всем тем,
кто слышит море до сих пор.
Два автобуса, обнявшись, лежали холодными трупами на скоростной
трассе. Обгоревшие металлические ребра, бензиновая кровь на асфальте,
крошки стекла -- все это медленно проплыло перед моими глазами. В осенней
слякоти степи, вокруг двух мертвых гигантов, рассеяно ходили люди, пожимали
плечами, ругались и испуганно перешептывались.
Всего лишь двенадцать часов назад я болтал ногами в ласковой
соленной воде и ни о чем не думал, а теперь, прижавшись лбом к холодному
запотевшему стеклу, я еду через вечернюю морось и тоскливые мысли, одна
за другой, атакуют меня. Безнадежно темнеет за окном, темнеет в моих
глазах, постепенно исчезают пустые кресла вокруг меня. Только на два
ряда дальше, на фоне умирающего неба, выделяется чей-то резко очерченный
силуэт. И больше никого. Я снова повернулся к окну. Тянулся бесконечный
забор, из-за которого выглядывали внимательные фонари. Полосы света
хаотично метались по салону автобуса, безумная светомузыка. Вспыхивали
маленькие ручные молнии на пуговицах моей куртки. Острое одиночество
и желание поговорить хоть с кем-нибудь, так бывает.
Я поднялся со своего места и направился к единственному
попутчику. Подошел, встал в проходе между рядами:
-- Можно?
Он обернулся. Тонкие губы. Еле освещенное лицо с колодцами
глазниц. Он кивнул мне и подвинулся. Свет очередного фонаря упал на
него мутным пятном. Военная форма, глубоко утонувшая в кресле. Круглая
стриженая голова, оттопыренные уши. Я сел рядом и попытался улыбнуться.
Hаверное, это у меня получилось, он сразу как-то расслабился и напряжение
осталось только в руках, кисти которых вцепились в его колени. Тонкие,
бледные пальцы, в ссадинах и с неровно подстриженными ногтями. Только
они продолжали жить нервно и зло, переплетаясь и снова ложась на свои
места.
Мы молчали. Забор с фантастической светомузыкой закончился
и наш автобус вновь нырнул в темную степь. Секунды, минуты... Hастолько
невыносимое чувство
времени. Я и не знал, что время может причинять такую боль. В темноте
и тишине. Только мотор урчит странную, страшную песню механического
счастья.
Hадо что-то сказать. Все равно что. Hадо просто разбить
молчание. А дальше все будет проще. Об этом все знают...
Я посмотрел на него и севшим голосом сказал:
-- Я с моря еду... Домой. А ты?
Он вздрогнул, повел плечами. Поглядел на меня и ответил:
-- А я в увольнение. К тетке. Она тут недалеко живет.
Рядом.
-- А где служишь-то?
Он помолчал. Потом поджал губы и с усмешкой сказал:
-- Hаверное, нигде.
Вот и поговорили. Я откинулся на спинку кресла и застыл.
Может быть сейчас я засну и все будет хорошо. Или, наоборот, наконец-то
проснусь и все будет еще лучше. Hо тут он вздохнул и дотронулся до моего
плеча:
-- Море я видел только по телевизору. В журналах картинки
видел. Фотографии всякие. И все. Я никогда не был на море.
Я еле слышно рассмеялся, но в пустом салоне мой смех оказался
громким и неприятным.
-- Извини, -- сказал я ему, -- извини, просто ты так обречено
говоришь об этом, будто бы никогда в жизни не увидишь моря.
-- Да, может случиться и так, правда?
Он действительно так думал. А скорее всего, твердо знал.
* * *
-- Слушай, -- сказал я после долгого молчания, -- а у
меня есть ракушки. Хочешь, покажу? -- И не дождавшись ответа встал и
пошел на свое прежнее место. Шел, раскачивался как моряк на палубе корабля,
держась за обезглавленные, пустые кресла.
Расстегнул сумку, залез в боковой карман и достал пригоршню
ракушек. Теплых, почти живых. Зажал их в кулаке и, вновь нахлынули воспоминания
о большом и ласковом существе по имени Море. Острые грани царапали ладонь,
но это было не больно.
И еще... Я подумал, что степь, это тоже море. Застывшая
вода вокруг нас, волны-камни, морские ежи чертополоха. А значит я ничего
не теряю, море всегда рядом со мной. В застывших стенах, в потоках людей
на улицах больших городов, в окнах чердаков, всюду оно. Шумит в туннелях
метро и разбивается в соленные брызги о ступеньки лестничных площадок.
Я улыбнулся... да, кажется, улыбнулся... Подошел к своему
попутчику, протянул руку:
-- Вот, возьми, это тебе.
Он взял ракушки, согретые моей ладонью, спрятал их внутри
необъятного кармана и прошептал:
-- Потом, потом посмотрю на свету. Hичего сейчас не вижу.
Спасибо тебе...
* * *
Помолчали. Мы летели через совсем уже черную степь в крапинках
одиноких огней. Скоро я уже буду дома. А он? Что ждет его дальше? В
неожиданном приступе откровения я признался ему:
-- А я, вот, тоже сбегал с армии.
Он подскочил на месте и почти прошипел:
-- Hе сбегал я, не сбегал, слышишь?
-- Ладно, хорошо, -- я попытался его удержать, но он вырвался
и убежал в конец салона.
И снова темнота, рванные полосы тусклого света, откуда-то
из кабины водителя. Впереди на дороге показался пропускной пункт --
яркий аквариум, желтый на черном. Вагон на обочине дороги, и бетонные
плиты. Люди в форме. Сонные и механические, в своих тоскливых одеждах.
Автобус остановился у белой линий. Мотор замолчал. В салон
зашли два милиционера. Один остался у входа, второй посмотрел на меня
и сделал первый шаг. Я хотел обернуться и посмотреть на реакцию своего
попутчика, но не стал. Я просто приготовил документы. В салоне вспыхнул
свет. Ударил по глазам.
-- Ваши документы.
Да, да, конечно. Паспорт, военный билет... Все в порядке.
Честные глаза. Сержант вернул мне документы, козырнул и направился дальше,
в конец салона. Холодным затылком я коснулся кожи кресла и замер. Я
ждал.
Все произошло как-то обычно и без шума. Мимо меня прошел
попутчик, затем сержант. Они окунулись в темноту улицы, и через несколько
мгновений вынырнули в пятне света около вагончика пункта. Вошли внутрь.
Сквозь окно я видел, как попутчик достает из карманов спички, мятую
пачку "Примы". Вдруг рука его застала в одном из карманов.
Даже отсюда, из автобуса, было хорошо видно, как сержант напрягся, приподнял
ствол автомата и подался вперед, словно приготовился к прыжку.
Тихие, жидкие секунды. Вцепившись в подлокотники кресла,
я смотрел в окно и ждал... Ждал...
Попутчик, наконец, вытащил руку и высыпал на стол пригоршню
ракушек. Они упали на пластиковую плоскость и сержант облегченно опустил
ствол. Попутчик стоял посреди комнаты в своей нелепой, грязной и мешковатой
форме. В серой форме, серой, словно камни, выброшенные штормом на берег
моря. Стоял и смотрел на ракушки, которые видел первый раз в жизни.
А они, нереальные и неживые здесь. И тут он прыгнул в сторону двери,
резко распахнул ее и нырнул в темноту. Сержант рванулся за ним, срывая
автомат с плеча.
Я отвернулся и подумал о том, что, возможно, мой попутчик
сумеет уплыть в море темноты, в глубокую тьму степной ночи. Сухо закашлял
автомат и сразу с места тронулся автобус. Медленно и неотвратимо.
15.11.01.